СТАТЬИ

ТВОЁ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Или как познать свою Дхарму




Твоё Предназначение

Один из наиболее частых вопросов, который задают Ищущие психологам и духовным учителям: "Как узнать своё Предназначение?" или "Как найти свою Дхарму?"

Индустрия Просветления подарила нам идею Дхармы, как некоего жизненного Предназначения. Нам дали понять, что существует нечто в этой жизни, что мы рождены и призваны делать в социуме, в миру, что-то, что принесет нам истинное внутреннее удовлетворение и Реализацию, а также принесет пользу и благо другим людям.

Нас заставили поверить, что только следуя своей Дхарме, наша жизнь окажется не пустой, а наполненной смыслом и будет имеет ценность. Будто есть что-то важное "вовне", во внешнем мире и в каких-то наших внешних действиях. Будто мы должны отыскать некий образ жизни или профессию, некую социальную занятость, которая раскроет наш Дхармический потенциал и которая и есть наш духовный Путь.

Однако, до тех пор, пока эта Дхарма не найдена и пока нет понимания, что именно человек должен делать в миру, он живет с ощущением, что он духовный неудачник, который, в отличии от остальных, нашедших благое и любимое Дхармическое дело, не смог найти себя, оттого живет как-то неправильно, неверно, не по-настоящему, и жизнь проходит мимо. Ищущий чувствует себя глубоко несчастным, ничтожным, несостоявшимся и все более отчаявшимся.

Идея существования уникального индивидуального Предназначения - одна из самых больших иллюзий и самая тонкая духовная ловушка эпохи «New Age».

Ведь как бы мы ни "реализовались" внешним способом, какое бы благо ни несли другим, внутри мы не продвигаемся ни на шаг и остаемся духовно пусты. Любой вид служения другим, какой бы результат он не давал, будет не более чем тонким "забиранием" или способом духовного самоутверждения за счет помощи другим, возможностью "получения" смысла и значимости для своей жизни, путем несения "пользы" кому-то. Мы становимся продавцами на «духовном рынке» - "я тебе помогаю бескорыстно, а ты мне и моей жизни, принимая мою помощь, даруешь смысл и значимость, временно избавляя от ощущения внутренней пустоты".


Кому только не готов помогать ум, приобретая от этого все больше духовных дивидендов, лишь бы только не начать помогать самому себе.

Как долго мы сможем скрывать от себя эту правду, это осознание - что никакая, даже самая благая внешняя деятельность, никогда не принесет нам того удовлетворения и понимания себя, на которое мы надеялись? Как долго? Чем больше сил было потрачено на поиски этой Дхармы ранее, тем дольше.

Отказаться от дхармической иллюзии и в очередной раз признать себя "неудачником", которому не принесло внутреннюю удовлетворенность даже следование своей Дхарме - задача для Эго непосильная.


Особенно для Эго, уже успевшего разрастись до невероятных размеров от осознания наличия у него своего Предназначения и следования по этому правильному, высоко-духовному пути.
Что бы вы ни делали вовне, какие бы благие дела ни совершали, какое бы удовольствие от этого ни испытывало Эго и как долго бы вы себя ни обманывали, что все хорошо и вы на правильном, на "своем" Пути - внутреннее удовлетворение и истинная Реализация, как и истинный рост, ей предшествующий, никогда не наступят.

"Почему?"- спросите Вы. Потому, что истинное Предназначение одинаково для всех людей, и оно внутреннее - это стать Человеком с большой буквы. Не просветленным, а именно Человеком.

У всех у нас одна и одинаковая Миссия - сотворить Себя. Сотворить Себя истинного, настоящего, благородного - из пепла иллюзий, общественных стереотипов, жадности, лжи, невежества, желания достичь и доказать, своих амбиций, желания удовольствий и "кайфов" всех видов, и из причин их возникновения - нелюбви к себе.


Сотворить Себя изнутри себя - из ничего. Сотворить цельного Себя - из едва ощутимых вспышек Духа, из моментов озарений и пониманий, что порой нисходят на нас, но никогда не остаются с нами надолго, потому что это наша задача, наша духовная обязанность, вылепить Себя из того, что дано, превратить железо в золото, совершить Внутреннюю Алхимию.

Это главное Творчество и оно внутреннее, оно делается не для кого-то других, не напоказ вовне, не ради блага человечества - а ради своего Духа внутри себя. И тогда, что бы вы ни делали внешне - сочиняли ли музыку, писали ли картины, обучали ли йогасанам, помогали ли голодным африканским детям или мыли посуду в ресторане быстрого питания по вечерам, всё, абсолютно всё, к чему бы вы ни приложили руку Себя Сотворенного, будет реализованным действием, будет духовно и будет иметь глубинный Смысл, Силу, Любовь.

Написание песни, картины, стихотворения - не самоцель и не средство на Пути истинного творчества. Также как работа в Красном Кресте - не самоцель и не средство стирания кармы и достижения высших ступеней духовного развития. Эти занятия вообще не имеет отношения к творчеству, Пути или духовному развитию - пока не существует нас сотворенного нами же. Это единственный путь и единственно-истинная духовность. Нельзя сотворить себя из песни или картины, из какого-то действия во внешней жизни, из тех поступков, что мы считаем своим предназначением в этом мире.

Ни помощь беженцам, ни участие в гуманитарных миссиях, ни просвещение людей, будучи учителем йоги и духовности, как бы гордо и возвышенно это ни представлялось нашему Эго и сколько бы даже реальной пользы ни приносило другим, это ничего не изменит внутри нас самих и не сотворит нас настоящих, а скорее, наоборот - только скроет.


Любые действия вовне могут быть лишь следствием того, что мы уже Есть. Если нас нет, все, что мы делаем - пусто, духовно-незрело, исковеркано ложными представлениями, целями, желаниями, мотивациями. Все движимо нашим внутренним несовершенством и отсутствием в нас осознавшего себя Духа. И никакое "благое дело" не будет благим, пока мы внутри не наполнены благостью. Все идет изнутри наружу, а не наоборот.

Если же мы Есть, творения "вовне" перестают иметь для нас значение, перестают иметь какое-либо "предназначение", перестают казаться нам "миссиями" - все они оказываются равнозначными по своей ценности.

Нам становится все равно, что именно делать в Миру, ведь более не существует "особого дела, предназначенного специально для нас", не существует никакой уникальной Дхармы и само понятие "уникальности" теряет для вас свою былую красоту - ведь мелочное эго, к этой уникальности стремившееся, отступает под истинностью и чистотой Себя Сотворенного. Эта чистота так проста и сильна, что не нуждается ни в какой уникальности. Сам факт Бытия того, кто сумел сотворить Себя, есть смиренная уникальность и высшее достижение Человеческого Духа.

Идея Дхармы, как мирского Предназначения, питает Эго и иллюзии, им порождаемые. Она питает чувство несостоятельности, если мы эту "Дхарму" не нашли (воистину, как можно найти то, чего не существует?). Чаще всего от "незнания своей Дхармы" страдают именно старые и мудрые души, которые, в силу своей мудрости, уже смутно осознают, догадываются, что вовне нет ничего, что им нужно исполнить, оттого и мучаются, что всё, на что они пытаются навесить ярлык "мое Предназначение" - все "не то", все не подходит, и они продолжают метаться от одного дела к другому, от одного Предназначения к следующему, ни в чем не находя покоя.


Но индустрия просветления внушает нам, что мы просто не видим, что мы не на своем пути, что мы потерялись и должны продолжать поиски. Эта идея породила полчища вечно неудовлетворенных "ищущих" и увела многих изнутри наружу, от истинной работы по сотворению себя внутреннего - во внешний поиск, и сделало нас "вечно-ищущими" и "вечно-ненаходящими".

Идея Дхармы, как Предназначения, питает Эго и в том случае, когда мы, попав в иллюзию, будто бы нашли это свое Предназначение, начинаем его культивировать и свято верить, что идем по пути своей Дхармы.


Если мы получаем "плоды своего труда", то есть видим во внешнем мире подтверждения "благости и правильности" своего пути, Эго растет еще больше от осознания этого видения и ложного удовлетворения от следования своей великой, правильной Миссии. При неудачах же Эго заставляет нас упрямо двигаться дальше и упираться своим до крайности зауженным видением в одно единственное "дело всей жизни", в уверенности что это лишь "препятствия" на пути, которые надо во что бы то ни стало преодолеть.
В этом случае, видение Мира у человека суживается до коридора одной только "Дхармы" и страха сделать шаг в сторону от нее. Огромный, цельный мир перестает для нас существовать, другие дела становятся второстепенны и незначимы, взгляды, отличные от наших - неверными, или же они просто оставляют нас холодно-равнодушными, ведь нет смысла тратить энергию ни на что, кроме как на свою Дхарму. Мы становимся узко-мыслящими, узковидящими, боящимися, привязанными, несвободными. Мы становимся заложниками игры собственного разума и полностью тонем в Майе - иллюзии, нами же сотворенной. Воистину, благими намерениями вымощена дорога в Ад. Ложное творение заменяет истинное, искусственное - заменяет настоящее, достижения внешнего мира, приправленные иллюзией социальной Миссии - заменяют достижения внутренние.

«Дхарма» - буквально переводится с санскрита как «то, что удерживает или поддерживает» (от санскритского корня "дхар" — поддерживать). Я понимаю это определение Дхармы, как то, что поддерживает сотворенную умом субъективную реальность, Жизнь Эго как таковую, великую, сотворенную умом иллюзию или Маха Майю...

В данном ключе, Дхарма - это закон, по которому работает эго-ум и по которому строится вся наша видимая реальность. Это функция Эго, создавать иллюзорные миры и поддерживать их, удерживая тем самым нашу иллюзорную картину мира.


Дхарма должна быть и есть. Дхарма - это закон, по которому работает тюрьма, называемая нашей Жизнью - до тех пор, пока мы, очнувшись, не разобьем тиски Маха Майи и собственного невежества, не отбросим все свои дхармы, не перестанем цепляться за мирские достижения и уникальные "предназначения" Эго.


Дхармы и в буддизме - это "образы, или картины Мира".


Известный русский востоковед (буддолог, индолог и тибетолог), академик Российской академии наук и почётный член научных обществ Великобритании, Германии и Франции, переводчик и издатель ряда памятников санскритской и тибетской литературы - Фёдор Ипполитович Щербетской, в своей работе "Центральная концепция буддизма и значение термина "Дхарма" - дает Дхарме очень четкие определения:


"Будда открыл элементы (dharma) бытия, их причинную связь и методы подавления навсегда их действенности."


"Совершенно так же и Васубандху (индийский философ энциклопедист, буддийский монах, один из самых значительных мыслителей, внёсший огромный вклад в дальнейшее развитие буддизма - прим. Нины Мел) констатирует, что Будда по своему состраданию к горестям человечества открыл средство спасения, которое не состояло из магических или религиозных просьб, но из знания метода превращения всех dharma, т.е. остановки навсегда волнения, созданного действиями сил, активных в процессе жизни.

"Наше понятие о буддийском элементе (dharma) было бы неполным, если бы мы не включили в это понятие дополнение о волнении, которое должно быть подавлено."

"Хотя отдельные элементы (dharma) не связаны друг с другом ни всепроникающим веществом в пространстве, ни длительностью во времени, несмотря на это, все же между ними есть связь; их проявления во времени, так же как и в пространстве, подчинены определенным законам, законам причинности. Мы видели, что под сопутствующим значением слова dharma подразумеваются элементы, действующие вместе с другими. Эти элементы бытия – это моментальные появления, моментальные вспышки в феноменальном мире."


"Каждый элемент (dharma), появляющийся в феноменальной жизни, действует одновременно под влиянием четырех различных сил (sanskara) – сил возникновения (utpada), распада (jara), пребывания (sthiti) и разрушения (anityata)."

""Dharma, – говорит Вьяса, – существует во всех трех временах". Проявление (dharma) и проявленное (dharmin) совершенно одно и то же; проявление представляет лишь путь, на котором появляется проявленное. "


"Природа dharma такова, что они (элементы) возникают от причин (hetu-prabhava) и направляются к угасанию (nirodha). Элементы широко разделяются на волнение (duhkha), причину волнения (duhkha-samudaya-avidya), угасание (nirodha) и причину угасания (marga-prajna). Конечный результат мирового процесса – подавление, абсолютный покой. Все взаимодействие угасло и заменилось неподвижностью (sanskrita-nirvana)."


"Поэтому Я, душа, личность, индивидуальность, живое существо, человеческое существо – все эти понятия не соответствуют конечной реальности. Это лишь наименования для неких комбинаций dharma, т.е. образований элементов."


Из этих выдержек мы видим, что "дхармы" это элементы бытия, которые и образуют человеческое сознание, воспринимающее Мир. Это непрерывно появляющиеся и исчезающие вспышки в феноменальном мире, волнения ума, которые возникают по различным причинам и которые, как говорил Будда, должны быть подавлены, или должны угаснуть, с целью познания покоя.


Попытки найти смысл во внешних проявлениях Бытия, назвать своим Предназначениям какие-либо действия в миру, рационализировать и отыскать оправдания своей привязанности к этой Игре, к Майе, с помощью идеи Предназначения, "служения", помощи и прочего - должны быть погашены, как должны быть осознаны и погашены и свои истинные мотивации, желание самоутверждения и успеха, всем видимой внешней добродетели, славы, смысла, и другие волнения ума (дхармы), а внимание должно обратиться с внешнего мира во внутренний для того, чтобы началась ежедневная, ежеминутная внутренняя работа в повседневном моменте "здесь и сейчас", в том, что Есть, в повседневной Реальности - вместо бегства от нее в придуманные умом игры, именуемые эго-умом - Миссиями и Предназначениями.


Таким образом, неспособность ищущего увидеть свое "Предназначение" и непонимание его оказывается духовно более зрелым, чем "видение" этого Предназначения во внешнем мире и своих внешних действиях.

Смею предположить, что "искатели своей Дхармы", даже прочитав и поняв суть этой статьи, вряд ли окажутся способны взять и отбросить идею ее существования. В силу внутренней пустоты и нелюбви к себе (что происходит от отсутствия осознавания своего соединения с "Высшим Я", что никак не связано с внешним миром, и от предательства самого себя, о чем я поясню ниже) - человек ощущает неудовлетворенность собой и уверен, что это возможно изменить только с помощью чего-то вовне, только добившись или найдя некое духовное действие снаружи, некий смысл своего Бытия в Миру или проще говоря - Смысла жизни.

Человек еще не готов понять и принять тот факт, что нет никакого смысла, который нужно отыскать, он и есть Смысл, то, каким он себя сотворяет каждый момент времени, и какой выбор совершает внутри себя, а не снаружи. Он будет оправдывать это невежество:


· Эгоизмом - "получается, я должен думать только о себе? Это не духовно!"

· Ленью - "все это ерунда, только меня и внутренней работы недостаточно, важно снаружи выражать себя духовно своими действиями, но я пока не могу так себя выражать, потому что еще не нашел свою Дхарму, вот когда я ее найду, тогда и стану сразу духовным и праведным, а пока предпочитаю просто мечтать об этом и оставаться неудовлетворенным собой и жизнью".

· Страхом ответственности - "я еще не готов, мне нужно еще прочитать несколько книг и нужно еще практиковать усерднее, тогда я смогу соединиться с Собой (и взять на себя ответственность), а пока еще немного поспекулирую на эту тему и поиграю в ищущего".

· Незрелой позицией жертвы, которая проистекает от этого страха ответственности и неспособности взять ее на себя -"если бы только у меня была любимая работа, которая еще и несет пользу другим, а не приходилось делать эту не духовную бухгалтерию/юриспруденцию/вождение троллейбуса, я бы сразу стал счастлив, радостен и все бы имело смысл в этой жизни - а пока я на этой работе, я не могу быть счастлив. Изменится работа, супруг, дети, соседка, климат, политическая ситуация в мире - тогда изменюсь я".

В силу своей лени и нежелания взять ответственность на себя за то, что мы можем сами творить себя, в силу своей неготовности поверить в то, что все есть внутри, мы выбираем мечтать, что эта внутренняя неудовлетворенность сможет быть исправлена чем-то внешним - приятной и прекрасной работой, которая имеет смысл, йогой или другими "настоящими" практиками, деньгами, помощью и полезностью другим людям, более понимающим мужем или женой, чьи интересы совпадают с нашими - всеми этими внешними источниками, которые подменяют, заменяют источник внутренний.


Это лишь уловки ума для того, чтобы мы не делали то, что нужно. Уловки ума, уводящие с внутреннего Пути. Это зеркала, что отворачивают нас от нашей единственной внутренней потребности - познать Себя и единственного инструмента с помощью которого это можно сделать - Себя.

Для этого не нужен никто и ничто, и внешние факторы не имеют никакого значения, если только человек не замерзает от голода и холода, будучи бездомным, лежа на мостовой. Более того, внешние факторы, если они некомфортные, сильнее способствуют внутреннему росту человека, подталкивая его обернуться к себе, как бы говоря, "смотри, снаружи все переменно, всегда будет боль и страдания, всегда будут независимые от тебя внешние факторы - но то, что у тебя внутри, ты за это в полном ответе, ты можешь выбирать, что чувствовать и кем быть в любой ситуации, ты - это только твой выбор".

Ты - это только твой выбор.

Только выбор. Желание, приложенное к воле. Храбрость спросить себя: Чего во мне не достает, какое внутреннее чувство, какую часто возникающую эмоцию, какую внутреннюю неполадку внутри себя я хочу компенсировать внешним достижением, успехом, чувством одобрения и принятия от других людей, что подсознательно хочу замаскировать этим чувством пользы, которую приношу другим людям, исполняя свое "предназначение"? Какое чувство прячу за мыслью, что найдя это Предназначение я стану наконец удовлетворен собой?

Чаще всего - это банальная нелюбовь к себе и неуважение к себе, которые возникают оттого что человек не идет по пути внутреннего Творения Себя, а именно не творит себя каждую секунду бытия во время любых повседневных действий, тем самым предавая свой Дух.


К примеру, человек врет. Мы врем себе и другим, в мелочах, в повседневности - врем кассирше, что нет мелких денег, так как лень их искать, врем подруге, что опоздали, так как застряли в пробке, потому что вышли позже, засидевшись в интернете или за работой, боясь ее расстроить, врем родителям, что не приедем, потому как много дел, когда просто хотим побыть одни или встретиться с друзьями больше, чем с ними, врем, что слушаем собеседника, когда ум скучает и думает, когда же он закончит и я смогу рассказать о себе и что Я думаю обо всем этом.

Врем мы постоянно, всем и всегда, даже не замечая сколько раз на день. Превозмочь себя в бытовых мелочах - сказать правду подруге, пообещав в дальнейшем стараться так не делать, признаться родителям, как важна вам встреча с друзьями и приехать в другой день, либо, осознанно расставив приоритеты, отменить друзей и поехать к родителям, найти мелочь кассирше, либо сказать, что она далеко и доставать сейчас неудобно, а также извиниться перед собеседником признав, что наше внимание было не в настоящем и направить внутренние усилия на то, чтобы искренне услышать, что нам говорят, что пытаются донести, не сказать слово, которое знаем, обидит другого, не напустить на себя дутое равнодушие, когда нам не все равно, список можно продолжать бесконечно…. - вот ежедневные подвиги души, которые возвращают нам уважение к себе, удовлетворенность собой и наполненность, а также ощущение, что Жизнь и каждый прожитый день, имеют Смысл. Это сложно, некомфортно, неинтересно - превосходить себя изо дня в день. Это не групповая практика йоги в эзотерически-оформленной и окуренной благовониями йога-студии под звуки расслабляющей Снатам Каур и под инструкции стройной и всегда позитивной преподавательницы. Это тяжелая бытовая работа, все равно что каждый день, без перерыва на обед, выкапывать грязную картошку под полуденным зноем…


Мы не осознаем, что за подобные мелкие предательства души сотни раз на день, мы теряем частицу уважения к себе, так как каждый такой раз предаем часть себя тем, что не можем себе позволить быть Собой истинным и говорить правду, полагая (и оправдывая себя тем), что это ранит других или не будет выгодно вам. Тогда как нет ничего более невыгодного для ваc, чем предавать Себя, свой чистый, истинный, искренний и свободный Дух. Это перманентное предательство себя выливается в недовольство, неуважение себя и нелюбовь к себе.


Мы предаем себя, незаметно, не осознавая это, сотни раз в день, потакаем своим слабостям, за что не уважаем себя (и не осознаем это), потакаем своей жадности, за что в глубине души презираем себя (и не осознаем это), скатываемся в агрессию или обижаемся, за что не любим себя (и не осознаем это). Все это ранит нас, потому как наша душа, свободная, чистая, праведная, знает, что хорошо для нас, а что плохо, знает, когда мы предаем свой дух и свою праведную сущность, а когда нет.


Это классическая травма нашего социума. Коллективная болезнь - неосознанная, всем привычная, всеми принятая, оттого часто неизлечимая.


Как только мы начинаем отслеживать, в какие моменты и как часто предаем себя по слабости, глупости или из-за лени, мы начинаем стараться этого не делать. Раз вкусив радость от бытия Собой, раз почувстовав, сколько силы приходит, когда мы, превосходя свой страх и агрессию, говорим правду, говорим скромно искренне то, что идет из сердца, а не от злости и обиды, мы уже никогда не захотим быть суррогатом самого себя, суррогатом живущим в страхе и несвободе.


Каждый новый шаг в этом направлении, каждая новая победа над своим ложным комфортом, ложной выгодой, страхом, мелочностью, эгоизмом, приносит истинное самоуважение, а не эгоцентричную гордость за самого себя. Мы начинаем любить себя и уважать себя за то, кто мы есть внутри себя, за то, как мы проживаем жизнь, и тогда просто Быть таким настоящим - этого становится достаточно. Что бы мы ни делали, когда мы верны себе и своему Духу, мы полны силы, света и правды, и любое действие истинного качества становится равноценно любому другому действию такого же качества.


При таком образе жизни, который и мог бы называться истинно Дхармическим, нет более потребности в Миссиях и Предназначениях, чтобы только получить самоутверждение и заполнить пустоту внутри и замаскировать ежедневную неверность себе. Нет больше внешних целей и действий, нет чувства, что они что-то могут нам дать. Нет больше желания быть особенным, творческим, просветленным, и чтобы об этом узнали другие.


Сотворение себя, раскрытие себя настоящего, раскрытие своей внутренней силы, способной победить невежество и страх - вот истинное творчество души Человеческой, и ценность этого творчества неизмеримо выше творчества внешнего, оттого, что оно неизмеримо трудней и почти не встречается. Тогда как внешним творчеством и благими делами вовне заполнены супермаркеты индустрии Духовного роста.


Творите Себя. Это самая прекрасная картина, самая удивительная песня человеческого духа, самая совершенная его скульптура и самая великая архитектура. Это и есть первостепенное по своей важности "благое дело", единственно стоящее творчество и единственное Предназначение.